Экспозиция в фотоаппаратах - основа основ
Экспонометрия — это та основа, на которой зиждется техническая сторона любой фотографии. Стоит научиться измерять свет в каждой сцене ваших фотографий на автомате. В дальнейшем вы будете делать это, почти не задумываясь; исчезнет необходимость заострять на этом своё внимание во время съёмочного процесса. Тогда останется больше времени для работы с моделью и проработки сцены.
В работе фотографа нужно стремиться больше к творческой составляющей, нежели технической. Но для этого нужна практика и необходимая база знаний. Современные фотоаппараты в основном наделены тремя методами замера экспозиции, и здесь мы разберемся с каждым из них в отдельности.
Матричный
Матричный замер экспозиции самый негибкий в своём применении. Сложно говорить об алгоритмах, которые производитель закладывает в этот метод определения экспозиции, но общая логика более-менее понятна. Информация по свету в сцене считывается одинаково в каждой точке кадра. Не имеет значения, важна ли эта точка или находится где-то на периферии кадра и абсолютно не играет никакой роли — обе они в одинаковой мере повлияют на выбранную фотоаппаратом экспозицию.
Матричный метод замера экспозиции подходит для ровно освещённых сюжетов без перепадов освещения, которые непременно введут в заблуждение автоматику. Сюжеты без контраста встречаются в пасмурную погоду. Поэтому, применяя матричный метод, вы не настолько сильно ошибётесь, чтобы нужно было вносить поправки. Фотографировать в серый день портреты и пейзажи, таким способом, вполне возможно, не ощущая особых проблем с неправильной экспозицией.
Точечный
Это самый точный способ замера экспозиции, но с одной немаловажной оговоркой. Точечный метод экспозамера правильно определит параметры съёмки только исходя из информации в очень ограниченной области кадра. Это не в буквальном понимании одна точка, но нужно понимать, что сканируется информация о свете в пределах одного процента кадра. В сцене с высоким контрастом, когда нужно найти баланс и правильно проэкспонировать и человека, и ярко освещённый фон, точечный замер будет мало чем полезен.
С таким отсутствием гибкости этот метод будет пригоден в макросъемке, когда главная задача определить правильную экспозицию по жучку и паучку. Но в случае со сценой, где много всего интересного и желательно уделить внимание каждой детали в кадре — тогда точечный замер выглядит беспомощным инструментом. Это всё равно, что крестообразной отвёрткой откручивать гайку.
Центровзвешенный
Центровзвешенный метод предназначен удовлетворить всех, и появился он как золотая середина между остальными способами экспозамера. Центровзвешенный метод берёт во внимание экспозицию центральной части кадра. Эта важная для него область ограничена площадью в виде круга. Прелесть этого метода заключается в том, что вся остальная область кадра вне этого круга тоже принимает участие в экспозамере, но в меньшей мере. Таким образом, приоритет отдаётся сюжетно важной части кадра, которая предположительно находится в центре, но в то же и фоновая часть кадра не остается без внимания.
Слабость центровзвешеного метода выявляется в ситуации, когда важный объект находится не в центре кадра. Из-за этого пользователи ругаются на этот метод, но на самом деле, в этом случае лучше признать свою недостаточную подготовленность, нежели искать виновного на стороне.
Зачастую производители полупрофессиональных и профессиональных фотоаппаратов закладывают в свою технику чудесный инструмент блокировки экспозиции. Но это мешает определить экспозицию, сохранить её, перекадрировать, и, разумеется, сфотографировать. В конце концов, можно попросту запомнить все параметры в режиме приоритета диафрагмы и затем выставить их вручную.
Комментарии ()
Написать комментарий